Спасибо, Маргарита, что поделились историей. Я только хочу сказать, что давно заметила из своей практики что очень много детей-шизофреников - это почему-то евреи. Я где-то даже читала в психологической литературе, что среди евреев шизофреников в разы больше, чем их процент в основном населении. Я говорю это не с укором, а просто констатирую факт из личных наблюдений, и тоже хочу поделиться своим опытом. Может взгляд со стороны вам чем-то поможет. У меня уже несколько раз повторялась история с еврейскими детьми-шизофрениками похожая на эту реальную историю (только имя ребёнка изменено):
=======================
Мальчик лет 8 (назовём его Изя), диазноз - шизофрения, налицо аутизм, замкнут, уход в фантазии, не общается с другими детьми в школе, плохо учится (не знает даже элементарных букв), иногда приступы агрессии, ломает игрушки, особенно если не на таблетках. Его отец - еврей, а мать - гера, ударенная в иудаизм гораздо больше чем многие евреи. Я пытаюсь завести с ребёнком разговор о религии:
- Изя, я бы хотела поговорить с тобой о религии. Что ты знаешь о Боге? Как по-твоему Бога зовут?
- "Я-ве"
- Я не совсем поняла?
Его мать, видя мой удивлённый вид, бросается мне объяснять, что это они так учат сына правильно произносить имя Бога по-еврейской традиции.
- Ну, хорошо, Изя, а что ты думаешь о Исусе Христе? Кто он по-твоему?
- Мама говорит что он -предатель. Я его ненавижу.
- Очень интересно, а почему ты его ненавидишь?
- Я не знаю, но мы его все дома ненавидим.
При этом ребёнок оглядывается к родителям за одобрением, но родители смущаются,
понимая, что я - христианка и мне не очень приятно это слышать.
- Ну ладно, а что ты думаешь о Деве Марии? Она ведь говорила что Исус - это сын вашего Я-ве.
- Это неправда. Мама сказала что она - врунья.
Родители ребёнка при этом смущаются ещё больше.
- Понятно. Изя, а ты в школе детям говорил, что Бога зовут "Я-ве", что Исус - предатель и ты его ненавишь, а Дева Мария - врунья?
- Говорил.
- И что дети тебе ответили?
- Они почему-то сказали что я - идиот и псих. Сказали что они меня тоже ненавидят.
С чего это они? Что я им такого сказал?
Я начинаю объяснять его родителям, что проблема у еврейских детей в этом возрасте в том что они полностью доверяют своим родителям и считают что мнение их родителей - самое правильное, и что все хорошие люди должны это понимать и разделять, особенно в таком важном вопросе как религия. Дети ещё не понимают противоречия иудаизма и христианства, поэтому не понимают почему другие дети не верят в то что говорят их еврейские родители. Так начинается когнитивный диссонанс - тоесть столкновение в сознании противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого объекта или явления, при котором из одного элемента вытекает отрицание другого, и связанное с этим несоответствием ощущение порождает психологический дискомфорт. В случае религии - сталкиваются убеждения на очень важную и фундаментальную тему, идущие от двух очень важных для ребёнка групп людей: с одной стороны - уважаемые родители, с другой стороны - христианское общество, т.е. лучшие друзья, любимые девочки, уважаемые учителя и наставники. Ребёнок не может долго жить с таким диссонансом, поэтому должен выработать некоторую линию поведения и убеждений, которая позволит ему одновременно удовлетворить обе группы. В данном случае мальчик создал своё собственное понимание о Боге (не похожее ни на классический иудазм, ни на христианство), вообразил свой собственный мир фантазий, и ушёл в него, отвернувшись тем самым от проблемы общения с другими детьми. Это постепенно создало ему ещё больше проблем с другими детьми, которые тоже от него отгородились и окончательно навесили на него ярлык сумашедшего. Затем пошли проблемы с учителями и родителями, тогда он постепенно отвернулся и от них. А дальше, как говорится, "как вы лодку назовёте, так она и поплывёт". Тоесть ребёнок которого другие дети считают ненормальным, постепенно сам начинает в это верить, понимает что статус сумашедшего даёт ему возможность вести себя так как он хочет, и соответственно начинает ещё больше вести себя как ненормальный, убирая тормоза и ограничения которые есть у других детей. Поскольку другим детям, родителям и учителям это не нравится, то ребёнок ещё больше решает что весь мир настроен против него, и вместо того чтобы менять своё поведение, ещё больше убеждается в своём негативном отношении к миру и ещё больше отгораживается от других людей.
В данной реальной истории, отец ребёнка согласился с моими доводами, и признал что его жена слишком перегнула палку в её негативном отношении к христианству. Он при мне стал с ней ругаться и ей объяснять, что ребёнку нельзя навязывать негативное отношение к христианству - ведь ему же прийдётся жить в христианском обществе, что у детей "что на уме, то и на языке", они не понимают что можно и что нельзя говорить другим детям, что ребёнку надо прививать уважительное отношение к другим людям независимо от их религии, учить детей уважать других людей, и т.д. После продолжительной головомойки от отца ребёнка, его мать поменяла своё мнение, стала менее религиозной, и даже перешла в реформистскую синагогу из ортодоксальной. Постепенно этот мальчик тоже стал терпимие относиться к христианству, и поменял своё отношение к Христу и Марии. Он, конечно, не стал христианином, но всё-таки стал потом мне говорить что считает Ешу (Исуса) мудрецом и умным человеком, у которого было много хороших идей и которого уважает весь мир. Родители потом перевели его в другую школу, он учится там сейчас на среднем уровне и сумашедшим его там уже никто не считает. Вот такая реальная история с хорошим концом.