Основы психиатрической грамотности

Справочная информация.
Ответить
Пепелацъ
Группа взаимопомощи
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 23.03.2010, 13:39
Откуда: Москва

Re: Основы психиатрической грамотности

Сообщение Пепелацъ »

Не за что, Babetta - ю ар велкам!
Был мертв и ожил, и пропадал и нашелся.
Пепелацъ
Группа взаимопомощи
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 23.03.2010, 13:39
Откуда: Москва

Re: Основы психиатрической грамотности

Сообщение Пепелацъ »

Глава 11

Группы взаимной поддержки


продолжение

Каждый участник группы согласен со следующими принципами:

1. Группа является открытой, то есть в любое время в нее могут быть приняты новые члены, и любой член группы может покинуть ее, когда захочет. Однако размер группы не должен превышать 10-12 человек. (Это очень важно. Если в группе слишком много народу, получится не встреча, а собрание. Уделить всем достаточное внимание не удается, а это недопустимо).

2. Все члены группы равноправны.

3. Члены группы доброжелательно и терпимо относятся друг к другу.

4. Каждый член группы вправе выносить или не выносить на обсуждение группы свои проблемы.

5. Каждый член группы вправе участвовать или не участвовать в обсуждении проблем других членов группы.

6. Все члены группы должны заботиться о том, чтобы каждый, кто хочет высказаться, имел эту возможность.

7. Личные проблемы членов группы не должны обсуждаться за ее пределами без их согласия. Это необходимо для того, чтобы каждый мог свободно говорить обо всем, что его волнует.

8. Лечебные мероприятия могут и должны широко обсуждаться на заседаниях группы, однако собственно лечение на них не проводится. Группа признает только профессиональную медицинскую и психологическую помощь. Так называемые нетрадиционные методы не поддерживаются и не обсуждаются.

9. Каждый член группы стремится не только получить помощь, но и помочь другим.


Труднее всего справиться со «скептиком». Сомнения в успехе свойственны нам всем, и никакими правилами с ними не справиться; способностью к позитивному мышлению обладают не все - этому нужно учиться, иногда трудно и долго. Кстати говоря, учиться позитивному мышлению - одна из задач группы взаимной поддержки. Поэтому появившемуся в группе «скептику» в конце-концов вынуждены предложить выбор: либо оставить свой скепсис при себе и учиться вместе с группой, либо покинуть ее.

Очень важным условием нормальной и успешной деятельности группы является полное равноправие всех ее участников. В группе нет руководителя. На каждой встрече кто-то играет роль ведущего, и лучше передавать эту обязанность от одного члена группы другому.
Всякая организованная группа - сложный организм. Собираются вместе очень разные люди, с разными характерами, запросами, уровнем знаний. Даже если все члены группы симпатичны друг другу (а это очень важное условие), все равно разница в характерах неизбежно сказывается. Она может помешать нормальной работе и даже привести к конфликтам. Поэтому желательно, чтобы в группе был человек, обладающий определенными знаниями и умеющий обеспечить жизнеспособность и продуктивность группы - организатор, лидер, способный направить группу в продуктивное русло и не дать разгореться конфликтам.

Первые в Москве лидеры групп взаимной поддержки получили необходимую подготовку на курсах, организованных ассоциацией «Общественные инициативы в психиатрии» (Москва) в сотрудничестве с международной организацией GAMIAN-Europe. Наиболее активные из них создали собственную общественную организацию - «Клуб взаимной поддержки». Можно обратиться туда
(телефон координатора - 755-23-25), и специалисты клуба окажут возможную помощь в организации и работе группы.

Рак пятится назад
А Щука тянет в воду
И А. Крылов, «Лебедь, Щука и Рак»


Успех работы группы взаимной поддержки в большой степени зависит от понимания ее членами простой вещи: группа - не место для выслушивания стонов и жалоб друг друга. В группе обсуждают болезнь, но это обсуждение должно быть продуктивным, оно направлено на то, чтобы узнать о болезни как можно больше, познакомиться с людьми, которые преодолели ее, узнать, как они этого добились, и поделиться своим собственным опытом, который может быть полезен другим. Разумеется, кроме болезни, группа может обсуждать и любые другие вопросы, возникающие у ее членов — от бытовых до общечеловеческих. Но только если это не уведет группу куда-то в сторону.

Работа в группе взаимной поддержки - это не просто встреча с добрыми знакомыми. Деятельность группы всегда направлена на достижение некоторой конкретной цели, общей для всех ее членов. Поэтому очень важно, насколько близки цели, которые ставят перед собой ее участники. Если эти цели совпадают, то естественным образом возникает общая цель группы, и остается только подумать, каким образом лучше всего ее достичь. Для этого лучше всего сообща сформулировать эти цели и, возможно, зачитывать в начале каждой встречи.
Если цели участников группы сильно различаются, то либо группа оказывается неработоспособной (потому что «рак пятится назад, а щука тянет в воду»), либо нарушается принцип равноправия членов группы: некоторые из них подчиняют свои интересы большинству и берут на себя функцию опекунов или наставников. Такая группа тоже имеет право на существование, но это уже не совсем группа взаимной поддержки. Это скорее своего рода клуб, в котором хорошо адаптированные больные опекают тех, у кого социальная адаптация серьезно нарушена. Поэтому, организуя новую группу или присоединяясь к существующей, нужно четко понимать, будет ли это собственно группа взаимной поддержки или клуб общения.

В идеале группа взаимной поддержки объединяет людей с одной и той же проблемой. Если речь идет о психически больных, то обычно это люди с преобладанием одного и того же расстройства (например, депрессии или социофобии). Общее расстройство создает общие трудности, члены группы обладают сходным опытом, им легче понять и интересно слушать друг друга. Им легче учиться, потому что всем нужны сведения об одном и том же.
В группы взаимной поддержки такого типа могут объединяться больные с невротическими расстройствами, с расстройствами настроения, а также те, кто находится в состоянии достаточно хорошей ремиссии после перенесенного приступа болезни. Разумеется, такие группы подходят и здоровым людям, обремененным психологическими, семейными и другими проблемами, в том числе членам семей психически больных.
Первые группы взаимной поддержки стремились к тому, чтобы совпадали не только проблема, но и возраст, и пол участников. Однако опыт показал, что сходство участников группы по возрасту и полу совсем не обязательно. Мужчины и женщины очень разного возраста прекрасно сотрудничают.

Что касается клубов общения, то возможность их создания зависит от того, найдется ли энтузиаст, способный получить радость и удовлетворение от сознания, что он ощутимо улучшает жизнь другим. Опыт показывает, что если такой человек находится, то его работа оказывается чрезвычайно эффективной. Больные с тяжелой социальной дезадаптацией, которые годами сидели дома под опекой родителей и даже в клуб вначале приходили в их сопровождении, постепенно становятся самостоятельными и общительными людьми.

Разумеется, ни в том, ни в другом типе группы не должны работать больные в состоянии психоза. Нужно ясно понимать, что в это время человек нуждается только в лечении. Группа ничем не может ему помочь, кроме одного: уговорить его лечиться.

ПОЛЬЗА: льгота, облегченье; помощь, прок, подспорье, улучшенье;
выгода, прибыль, барыш, нажива.
В. Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка»


Все участники групп взаимной поддержки - пациенты или члены их семей, находят место, где могут свободно обсуждать свои проблемы в атмосфере понимания и дружелюбия. Они ощущают великую силу взаимопомощи и убеждаются в справедливости утверждения «помогая другим, помогаешь себе». Часто они приобретают новых друзей, общение с которыми не ограничивается рамками группы. Даже между встречами группы им теперь есть кому позвонить и с кем перекинуться парой слов.

Пациент, попавший в подходящую для него группу взаимной поддержки, прежде всего приобретает круг общения. Он чувствует, что собравшиеся с искренним интересом слушают его и понимают, что никто не даст ему банальных или невыполнимых советов (вроде «возьми себя в руки»). Он обнаруживает, что есть много людей с таким же расстройством, как у него и он не единственный такой на свете, и что некоторые с этим уже справились. Для многих больных только одно это уже существенно улучшает качество жизни.

Уже говорилось, что основа группы - взаимопомощь. Очень приятно сознание, что от тебя что-то зависит, что ты можешь кому-то пригодиться, что ты можешь помочь. От этого и у самого становится лучше на душе, уже не кажешься себе таким никчемным, как раньше. Это приводит к важнейшему результату: восстанавливается самоуважение, появляется уверенность в себе.

Некоторые обнаруживают в себе колоссальный интерес и способность к общественной деятельности, и у некоторых это постепенно становится новой профессией. Есть множество примеров, когда люди сумели полностью реализовать себя именно в этой области.

Многим людям не все равно, чем они больны и чем их лечат. В одиночку узнать об этом не так просто: литературы мало, трудно отличить хорошие книги от плохих. Расспросить лечащего врача не удается - у него никогда нет времени. В группе взаимной поддержки эта задача во много раз упрощается. В ней происходит постоянный процесс обучения. Некоторые группы ставят основной целью образование в области своей болезни. Они постоянно поддерживают связь с профессионалами, стараясь быть в курсе новейших представлений о психических болезнях и их лечении, используют доступную литературу, приглашают лекторов.

Члены семей психически больных, объединяясь в группы взаимной поддержки, прежде всего выходят из изоляции. Ведь не секрет, что люди не спешат поделиться с окружающими тем, что кто-то в их семье психически болен. Обычно это стремятся скрыть, и приходится поневоле ограничивать свои контакты. На уход за больным требуется немало времени, и это тоже существенно ограничивает возможность общаться с кем-либо за пределами дома и работы. Участие в группе позволяет заполнить эту очень важную нишу: ведь человек - существо социальное, и общение ему необходимо. Обобщенный опыт членов такой группы позволяет каждому из них легче справляться со своими трудностями, а возможность получить помощь в сложных ситуациях оказывается бесценной.
Разумеется, психиатрическая грамотность очень важна и для родственников больных. Появляется возможность правильно оценивать состояние больного, вовремя замечать признаки обострения. Особенности поведения больного становятся понятными и не вызывают страха или раздражения. Становится гораздо легче оценить эффективность проводящегося лечения.

Профессионалы получают грамотных пациентов. Оценить все преимущества такой работы можно после первого же опыта.
- Ясное описание своих расстройств;
- четко сформулированные жалобы;
- внятная оценка прямого и побочного действия принимаемых препаратов;
- откровенный рассказ о степени выполнения предписанного режима терапии и о причинах его нарушения;
- своевременные визиты при угрозе обострения,
- таков неполный перечень особенностей общения грамотного пациента со своим врачом. Добавим к этому ощущение истинного партнерства, возникающее и у врача, и у пациента, и связанное с этим взаимное уважение. Удовлетворение от такой работы огромно.

Итак, попробуем для наглядности свести в таблицу те преимущества, которые возникают для всех заинтересованных сторон от работы групп взаимной поддержки.

Больные:
• Приобретают круг общения,
• Обсуждают свои проблемы в атмосфере понимания и дружелюбия,
• Восстанавливают самоуважение и уверенность в себе,
• Приобретают знания о своей болезни и методах ее лечения,
• Находят применение своим способностям,

Семьи больных:
• Преодолевается изоляция,
• Уменьшается напряжение и уровень тревоги в семье,
• Правильно оценивается состояние больного,
• Облегчается контакт с больным,
• Становится легче контролировать прием лекарств,

Врачи:
Работают с пациентами, которые:
• хорошо формулируют свои жалобы;
• точно описывают действие лекарств;
• лучше соблюдают режим терапии и правдиво сообщают об отклонениях от него;
• вовремя улавливают признаки начинающегося обострения.



Несмотря на все сказанное, у человека, собирающегося организовать группу поддержки или присоединиться к ней, неизбежно возникнет много вопросов. Попробуем здесь ответить на самые частые из

• Мне очень хочется присоединиться к группе, и меня есть телефон, по которому можно позвонить. Но почему мне так страшно и я никак не могу решиться позвонить?
Через это проходит каждый, и, наверное, это неизбежно. Ведь приходится звонить незнакомым людям; вы не знаете, как они к вам отнесутся - не посмеются ли над вами; не нагрубят ли. А тут тебя будут расспрашивать, да еще о таком интимном вопросе, как болезнь (на самом деле первый расспрос нужен для того, чтобы рекомендовать человеку самую подходящую для него группу). Что делать? Это естественные опасения всякого «новичка», их надо пережить. Нужно понимать, что делаете первый (и очень важный!) шаг по избранному пути. Самуэль Бенаройя из ассоциации «France Depression Normandie» рассказывал: «Когда кто-то из новичков звонит мне по телефону, я всегда благодарю его. Я говорю: «Спасибо, что вы позвонили. Я прекрасно понимаю, как трудно вам было решиться на этот мужественный шаг. То, что вы смогли позвонить - хорошее начало».

• Проводится ли лечение в группе взаимной поддержки?
Нет, в группе не проводится никакого лечения. Ее назначение - помочь человеку полноценно жить, несмотря на болезнь.

• Участвуют ли профессионалы в работе группы взаимной поддержки?
Профессионалы в группах не участвуют. Группа может их иногда приглашать для ответов на накопившиеся вопросы. Кстати говоря, некоторые врачи (особенно психотерапевты) опасаются рекомендовать своим пациентам группы поддержки, боясь потерять клиентуру. Такие опасения необоснованны именно потому, что в группах не работают профессионалы и не проводится никакого лечения.

• Каковы материальные затраты, связанные с участием в группе?
Группы взаимной поддержки - это не коммерческое предприятие, поэтому никакой платы за участие в группе не взимается. Ее участники сами решают, следует ли что-нибудь покупать, например, для чаепития.

• Можно ли приходить на встречу группы вместе с кем-нибудь из родственников?
Да, на первые занятия можно, если вы в их присутствии будете чувствовать себя более комфортно. Со временем вы сами почувствуете, что сопровождающие вам не нужны.

• Сколько времени нужно ходить в группу взаимной поддержки?
Столько, сколько вам хочется. Некоторые ходят в группу годами, некоторые делают руководство группой своей профессией. Многие, поработав в группе год или два, чувствуют, что она им больше не нужна. Все определяется только вашими ощущениями и успехом работы в группе.

• Занимается ли группа социальной помощью, например, трудоустройством?
Как правило, нет. Группа взаимной поддержки - это не учреждение социальной помощи. Однако с общего одобрения члены группы могут оказывать друг другу любую посильную помощь.

В заключение рассмотрим еще один вопрос, который, к сожалению, задают часто и родственники больных, и чиновники, и даже профессионалы:
«Как же так? Психически больные что-то затеяли, что-то организуют, самостоятельно, без присмотра... Кто будет «за это» отвечать?».
Этот вопрос является ярчайшим проявлением социальной стигматизация психически больных. Ведь вопрошающий не интересуется, кто именно будет вести группу, что он за человек, чем он болен и каково его нынешнее состояние. Тот факт, что речь идет о психической болезни, достаточен для него, чтобы «не давать и не пущать». Понятно, что и чиновнику трудно решить, предоставить ли просителю помещение для работы группы; и врачу - направить ли пациента в группу, которую организовал кто-то незнакомый; и родственникам - разрешить ли больному члену семьи посещать такую группу. Эти сомнения решаются единственным способом: личным знакомством. Дело ведь не в диагнозе. Поэтому лучший совет в данном случае - следовать лозунгу, под которым однажды проходила кампания против социальной стигматизации психически больных в Ирландии: «не смотри на диагноз - смотри на меня!»

Почему групп взаимной поддержки должно быть много?

Самая главная причина заключается в том, что в них нуждается очень много людей, а группа не должна быть очень большой. Уже говорилось, что если в группе больше десяти человек, может не хватить времени на то, чтобы могли высказаться все. Некоторые участники могут почувствовать себя обделенными вниманием, а это в группе поддержки недопустимо. Правда, и слишком маленькой группа быть не должна. Если в ней всего 3—4 человека, а один или двое не смогли прийти (такое ведь всегда может случиться), встреча сорвется. Поэтому наилучшая численность группы — 6—10 человек.
Есть и другие причины, по которым групп должно быть много. Важно, например, чтобы участники группы испытывали симпатию друг к другу, чтобы место и время встреч были всем удобны. Поэтому человек обязательно должен иметь возможность выбрать группу, которая ему подходит больше всего.

Резюме: группа взаимной поддержки - это такое сообщество, где каждый нуждается во всех, и все нуждаются в каждом.


Комментарий. Уж очень многа букофф тута написано. А хорошо бы все это сформулировать кратко, ярко и ясно и, возможно, зачитывать в начале каждой встречи, сосредотачивая группу на общую цель. И насчет "руководства" авторы тоже сами путаются - в самом деле, не так просто разделить руководство группы с ее ведением. Например, можно было бы написать так: Наши руководители - всего лишь облеченные доверием исполнители, они не приказывают. Но неужели нужно это требовать это от кого-то, а не от себя самих?
Последний раз редактировалось Пепелацъ 01.07.2010, 09:15, всего редактировалось 2 раза.
Был мертв и ожил, и пропадал и нашелся.
Пепелацъ
Группа взаимопомощи
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 23.03.2010, 13:39
Откуда: Москва

Re: Основы психиатрической грамотности

Сообщение Пепелацъ »

Глава 12

Жизнь семьи в условиях психической болезни


Если болезнь протекает очень тяжело, семья ничего не может поделать: пациент вынужден большую часть своей жизни провести в больнице. Хотя, известны случаи, когда семья оставляет острого больного дома, превращая, в сущности, свою квартиру в больничную палату, а себя - в бессменный больничный персонал. Это рекомендовать невозможно - больному от этого легче не становится, а жизнь здоровых членов семьи оказывается разрушенной.
Если болезнь протекает совсем легко, пациент обычно ни в какой особенной поддержке не нуждается, потому что сам справляется со своими проблемами и в целом живет вполне благополучно.
Однако во всех промежуточных вариантах (а их большинство!) судьба больного, степень его благополучия, его приспособленность к жизни и положение в обществе во многом зависят от поддержки семьи, от правильного и конструктивного поведения его родных. Следует подчеркнуть еще, что от этого зависит не только судьба больного, но и жизнь здоровых членом семьи, потому что хроническая психическая болезнь создает угрозу не только благополучию, но и самому существованию семьи в целом.

Реакция семьи на болезнь

Болезнь близкого человека выбивает семью из привычной жизненной колеи. Описаны стандартные этапы психологического состояния ее членов на это событие. Первой реакцией обычно бывает шок: паника, страх, растерянность, недоумение, подавленность. Вслед за этим наступает этап отрицания: «Нет, этого не может быть!» Близкие (да и сам больной) отказываются верить в факт заболевания, пытаются объяснить случившееся временным недомоганием, переутомлением, даже тем, что симптомы болезни являются проявлением лени или других черт «плохого» или «вредного» характера больного. Семья отказывается принять поставленный больному диагноз, ищет пути, позволяющие «снять его». Подобные реакции связаны с действием защитного механизма отрицания. Третий этап психологической реакции семьи на болезнь одного из ее членов - это вопрос «За что это нам?!» Одним из наиболее тяжелых (и часто хронических) чувств, с которыми приходится столкнуться практически любой семье - чувство вины. Болезнь воспринимается ими как наказание за те или иные поступки, грехи. Люди ищут «ошибки», которые они допустили и которые когда-то, как им кажется, привели к болезни.

Психология этого чувства весьма сложна. Усиливается оно в некоторых ситуациях, например, когда приходится прибегать к вынужденной насильственной госпитализации больного.
Гипотеза, согласно которой в основе такой болезни, как шизофрения, лежат ошибки членов семьи в особенности неправильные взаимоотношения матери и ее младенца, в первой половине ХХ века была широко распространена в западной психиатрии. В многочисленных исследованиях описывались различные модели порочных взаимоотношений в паре «мать-дитя»; появился даже термин «шизофреногенные матери».
Эта эпоха закончилась работой одного из крупнейших современных психиатров Анри Эя (1900-1977). Он опубликовал обзор работ на обсуждаемую тему, собрав все описанные к тому времени модели «шизофреногенных отношений мать-дитя». И оказалось, что таких патологических моделей отношений так много, что никаких других форм связи между матерью и ее ребенком просто невозможно придумать. Анри Эй просто привел этот факт, и даже не стал его комментировать. Свою работу он завершил по-французски изящно: «Что же нам остается? - написал он в последней фразе своей статьи. — Попробуем простить своих родителей...»

Сейчас можно считать точно установленным, что никакие ошибки родителей, никакие дефекты воспитания, ни излишняя строгость, ни недостаток внимания не могут быть причиной шизофрении или другого серьезного психического заболевания. Однако люди продолжают страдать от ощущения своей вины, и предотвратить это страдание, наверное, нельзя.

Первые три периода реакции семьи на болезнь одного из ее членов - шоковый, «не может быть», «за что?!», - неизбежны, но не продуктивны, а, скорее, разрушительны. Продуктивным является четвертый период, когда семья начинает задавать себе вопрос «Что же теперь делать?» Случается, что все будущее и больного, и здоровых членов семьи зависит от того, насколько правильные ответы на этот вопрос удалось найти.

Трудность состоит в том, что очень часто семья, столкнувшаяся с психическим заболеванием, не только оказывается в информационном вакууме, но и испытывает острый дефицит поддержки и понимания со стороны окружающих, общества; нередко она считает необходимым скрывать «позорный» факт болезни родственника. В ситуации изоляции переживания семьи и ее проблемы переносятся острее, иссякают силы, теряется надежда. Некоторые реакции могут носить затяжной характер и не только не помогают, но и мешают лечению.

Первые психологические реакции носят защитный характер и связаны, главным образом, с дефицитом информации о психических заболеваниях и путях помощи человеку, столкнувшемуся с подобными проблемами. Ведь в обыденном представлении не только больно, но и стыдно, что близкий тебе человек болен психически.
Как только семья доживает до момента, когда в голову приходит вопрос «Что же теперь делать?», внешняя поддержка, поиск хорошей литературы и общественных организаций, способных дать необходимые знания, приобретает первостепенное значение.


Отношение к больному в семье

Специалисты выделяют несколько наиболее характерных ошибок в отношении здоровых членов семьи к больному.

Отторжение. Здоровые члены семьи отдаляются от заболевшего; семья стремится возложить всю ответственность за болезнь, лечение и вообще все происходящее с больным на него самого или на психиатрическую службу. Это приводит к несистематическому лечению и частым госпитализациям и только усугубляет социальную дезадаптацию пациента.

Примирение с болезнью. При таком типе отношений, семье свойственно все «списывать» на болезнь, объяснять болезнью любые черты характера и особенности поведения больного. В семье возникает излишняя опека больного, его освобождают от малейших нагрузок и домашних обязанностей. У больного развивается «синдром выученной беспомощности», пассивное и безучастное отношение к своей дальнейшей судьбе.

Непонимание природы болезни приводит к тому, что семья устраняется от помощи, предъявляет завышенные требования к больному, часто критикует его и выражает недовольство его поведением. В таких семьях нередка конфронтация с лечащими специалистами. Такая позиция может серьезно мешать лечению.

Оптимальное поведение семьи по отношению к больному предполагает соблюдение баланса между необходимой помощью и заботой, с одной стороны, и предоставлением больному достаточной самостоятельности и независимости, с другой. Подобный баланс должен быть основан на хорошем понимании возможностей и ограничений, которые накладывает болезнь. Помочь в этом семье смогут терпение, постепенно приобретаемые знания о болезни и лечении, поддержка специалистов и окружающих.


Семья как участник лечебного процесса

Пройдя между желанием взять на себя всю полноту заботы о больном и необходимостью предоставить ему достаточную самостоятельность, семья становится полноценным и весьма важным участником лечебного процесса, со своими обязанностями, ответственностью, функциями.

Отметим некоторые наиболее важные функции семьи в подобных условиях:

? поддержка больного, сохранение у него чувства собственного достоинства;
? установление и поддержание партнерских отношений с лечащими врачами;
? помощь в отслеживании симптомов ухудшения и улучшения состояния. Родственникам рекомендуется регулярно вести (лучше вместе с пациентом) специальный дневник, в котором оцениваются симптомы ухудшений и улучшений (можно, например, по 5- или 10-балльной шкале). Такой дневник помогает вовремя обращаться за помощью при обнаружении «тревожных» знаков. Он помогает также отслеживать действие лекарств;
? помощь в социализации и адаптации больного (в восстановлении его социальной роли в семье и вне семьи, в поддержании и установлении контактов, связей), в обретении самостоятельности;
? помощь в преодолении жизненных трудностей и стрессов.

Как правильнее себя вести с больным членом семьи?

Для того чтобы лучше справляться со своими функциями, родственникам больного следует как можно больше узнать о психических заболеваниях и их лечении, быть в курсе всех проводимых лечебных мероприятий, регулярно общаться с лечащими врачами, задавать им вопросы. В результате у членов семьи больного формируется более реалистичный взгляд на происходящее, им становится легче наладить с ним более тесный контакт, более доверительные отношения. Это не всегда бывает просто. Тем не менее, нужно стремиться:

? избегать споров с больным, не критиковать его по любому поводу, не пытаться с помощью манипуляций, угроз и шантажа чего-то от него добиться (например, заставить пойти на прием к врачу). Лучше честно и открыто высказывать свое мнение, например, о том, что те или иные проблемы связаны с проявлениями болезни и требуют лечения у специалистов. В случаях, когда обсуждение состояния здоровья не представляется возможным, семье предлагается больше времени уделять тому, что интересно всем ее членам, — чаще проводить время вместе, например, гуляя или развлекаясь;

? избегать завышенных требований к больному. Например, родственники могут полагать, что лучшее средство от болезни - работа и всячески подталкивать человека, только что вышедшего из больницы, к такой активности. Важно помнить, что выздоровление - процесс постепенный и длительный, требующий терпения и от пациента, и от его окружения;

? иногда бывает полезно устанавливать определенные ограничения и правила, позволяющие обеспечить пациенту спокойствие и ощущение безопасности. Неоценимой может оказаться помощь по поддержанию оптимальной активности, контактов, планированию дня (особенно на этапе возвращения после госпитализации), определения обязанностей (например, «ты должен помогать по дому»). Постепенно мера ответственности и самостоятельности пациента может быть увеличена;

? заботясь о близком человеке, помогая ему, членам семьи рекомендуется соблюдать принцип «быть вместе, но не вместо». Важно предоставить больному свое собственное личное пространство, поощряя его самостоятельность, привлекая его к участию в жизни семьи, разделяя с ним ответственность за принятие решений. Безграничное самоотречение и самопожертвование со стороны семьи в данном случае пользы не принесет никому. Здоровым членам семьи следует помнить, что их собственное благополучие принципиально важно: чем лучше они себя чувствуют, тем лучше живется ее только им самим, но и больному. Поэтому следует предохранить себя от «выгорания». Чем больше заботы требуется больному, тем больше поддержки нужно ближайшим членам семьи. Можно попытаться распределить заботу о больном между несколькими родственниками. Можно найти помощь в группах поддержки, общаться и обмениваться опытом с другими семьями, столкнувшимися с подобными трудностями.


Комментарий. К сказанному я бы добавил еще и необходимость в некоторых случаях устанавливать границы, за которые переходить, нарушать их нельзя; это могут быть и личные границы и общие: не сорить, не хамить и т.д.
И также насчет "выгорания". Да такой фэномэн существует. Вот что мне по этому поводу однажды сказал священник:
В ВУЗе учили физику? Помните Закон энтропии (второе начало термодинамики)? Система, предоставленная сама себе, стремится к хаосу - в смысле к абсолютному покою. Все распадается, разлагается, упрощается - батарейки кончаются, горы сравниваются, реки мелеют... Для поддержания системы в порядке нужен приток энергии извне.
Этот закон, как мне кажется, прекрасно работает и в приложении к человеческой душе. Без Божественной энергии душа деградирует, распадается. Так что совсем не обязательно учиться греху. Жить без напряжения, "не заморачиваясь" - это тоже получается распад, стремление вниз, к аду.


Следует помнить, что семья пациента - полноценный и полноправный партнер лечебного процесса, бесценный ресурс помощи больному.
В заключение приведем выдержку из книги Кена Александера, активного члена одной из австралийских ассоциаций родственников больных Ш.

Четырнадцать принципов поведения членов семьи, в которой есть больной шизофренией
Ken Alexander, Melbourne, Australia ("Working Together", October 1999)

1. Имейте в виду, что шизофрения - не редкая болезнь. Она может казаться редкой, потому что о ней предпочитают молчать.
2. Постарайтесь узнать о шизофрении как можно больше и как можно скорее: о ее причинах, течении, исходе.
3. Никогда не становитесь мотыльком, крутящимся у пламени своей вины. Это может навсегда лишить вас шанса справиться с ситуацией или уничтожить вас самих. Освободитесь от расхожего мнения о том, что шизофрения возникает по вине родственников.
4. Ищите профессионалов, способных оказать реальную помощь. Определяйте их по способности к сочувствию, неформальному поведению, готовности видеть в Вас союзника, способности предоставить вам возможность научиться понимать шизофрению и справляться с нею. 5. Свяжитесь с группой взаимной поддержки для родственников больных шизофренией.
6. Имейте в виду, что в отношении такой сложной болезни как шизофрения, наша природная интуиция часто бывает ненадежным помощником. Мы, родственники, нуждаемся в специальном обучении.
7. Постарайтесь понять, что, кроме самой болезни, составляет бремя семьи, где истоки все нарастающего напряжения, к которому мы, родственники больных, приговорены.
8. Уделяйте большое внимание нуждам остальных членов семьи.
9. Примите во внимание, что безграничное и безоговорочное самопожертвование в интересах того, кто страдает шизофренией, губительно для эффективного ухода и возможности справиться с болезнью.
10. Знайте, что если вы будете проводить очень много времени с больным шизофренией, это значительно ухудшит ситуацию.
11. Продолжайте общаться со своими друзьями и знакомыми, заводите новых, не бросайте свои обычные занятия и увлечения, особенно вне дома.
12. Постарайтесь утвердиться во мнении, что вы и ваш родственник - достаточно независимые люди.
13. Не удивляйтесь, если, в конце концов, обнаружится, что возможен и другой взгляд на вещи. Это и отличает родственников, которые справились с ситуацией, — они смогли взглянуть на все по-другому,
14. Позаботьтесь о самих себе.



Оффтоп перенесен в тему: А в пользу ли общение? - Shigaon
Был мертв и ожил, и пропадал и нашелся.
Пепелацъ
Группа взаимопомощи
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 23.03.2010, 13:39
Откуда: Москва

Re: Основы психиатрической грамотности

Сообщение Пепелацъ »

Глава 13

Закон есть закон


Психиатрия вынуждена заниматься не только чисто медицинскими, но и социальными, в том числе юридическими, вопросами. Они возникают по той причине, что в обществе происходит постоянное взаимодействие здоровых и больных людей. Болезнь влияет на их отношения, причем очень ощутимо. Например, существуют профессии, в которых роль человеческого фактора слишком велика, больного человека допускать к такой работе нельзя - поведение больного может вызывать недоумение, обеспокоенность и даже страх. Здоровые люди могут не понимать, что неправильное поведение больного - симптом его болезни, а не злонамеренность, и пытаются его воспитывать или наказывать. С другой стороны, больной может не понимать, что нездоров, и поэтому все меры которые предпринимаются в связи с его болезнью, он воспринимает как ничем не оправданное насилие.

Общество должно позаботиться о том, чтобы больные, нуждающиеся помощи, могли ее получить. Оно должно оградить себя от тех, чье поведение опасно. При этом необходимо помнить, что принимаемые меры могут ограничивать права больных людей; общество обязано заботиться о том, чтобы ограничения были достаточными, но не оказались излишне жесткими.
Соблюсти баланс между необходимостью как можно меньше ущемлять права одних членов общества (они ведь не виноваты в том, что заболели) и как можно лучше защищать покой и безопасность других (они тоже не виноваты в том, что существуют психические болезни) - труднейшая задача. Каждое общество создает для ее решения собственные правила. В разных странах эти правила разные, и со временем они сильно меняются. Однако главная тенденция этих изменений одинакова во всем цивилизованном мире: если когда-то вопрос о правах психически больных вообще не ставился, то сегодня необходимость их соблюдать ни у кого не вызывает сомнений.
В России - и в царской, и в советской, - никогда не было закона, который бы регламентировал порядок оказания психиатрической помощи и защищал права и интересы психически больных. Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании, введенный в действие в 1993г., (полный текст Закона см. ниже). - первый в истории России. Впервые определено законом, что один только факт психической болезни никак не сказывается на правах граждан России. В пункте 1 статьи 5 закона о психиатрической помощи указано, что «лица, страдающие психическими расстройствами, обладают всеми правами и свободами граждан...» которые предусмотрены российской Конституцией. Подчеркнуто, что ущемление прав и свобод лишь на основании психиатрического диагноза, факта наблюдения в диспансере или госпитализации в психиатрическую больницу недопустимо. Лица, виновные в нарушении перечисленных положений, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Этой же статьей предусмотрен перечень прав, которые должны быть обеспечены при оказании психиатрической помощи: уважительное и гуманное отношение к больному; право на информацию о характере имеющихся у него психических расстройств и методах лечения; право на все виды лечения, включая санаторно-курортное; право на помощь адвоката. Предусмотрено также право человека, страдающего психическим расстройством, обратиться к руководителю лечебного учреждения с просьбой пригласить для консультации любого специалиста, в помощи которого он по его мнению, нуждается.
Еще совсем недавно любая организация, даже ЖЭК, могла обратиться в диспансер с запросом о том, состоит ли гражданин Иванов на психиатрическом учете. В случае положительного ответа этот несчастный Иванов испытывал на себе все ужасы социального отторжения вне зависимости от того чем именно он болел.

«Психиатрического учета» больше не существует. Наиболее тяжелые больные находятся на диспансерном наблюдении; принципиальное отличие от прежнего «учета» заключается в том, что речь идет только о больных, которые нуждаются в диспансерном наблюдении в данное время (прежний «учет» был практически пожизненным). Как только состояние больного позволяет, он переводится в группу лиц, получающих лечебно-консультативную помощь. Это значит, что история болезни («карточка») сохраняется в регистратуре, и пациент, если ему нужно, имеет право обратиться к врачу - как в поликлинике. Если он к врачу не обращается, значит, у него нет в этом надобности, и диспансер его не беспокоит.

Согласно действующему закону о психиатрической помощи (статьи 8 и 9), ни одна организация и ни одно лицо не имеют права писать запросы о том, наблюдается ли такой-то гражданин в диспансере, а психиатрические учреждения не имеют права на такие запросы отвечать. Спрашивать об этом могут только органы суда и следствия, а также медицинские учреждения, если эта информация необходима для полноценного лечения или экспертизы. Другие организации могут только спросить, может ли данное лицо по состоянию своего здоровья выполнять ту или иную работу. Диспансер отвечает на этот конкретный вопрос («да» или «нет») вне всякой зависимости от того, наблюдался ли этот человек ранее в диспансере, и не сообщает никаких сведений о диагнозе, который, согласно статье 9 закона, является медицинской тайной.

Между прочим, в связи с этим часто возникает ситуация, которая вызывает у родственников больного недовольство и недоумение. «Я спрашиваю какой диагноз у моего сына, а врачи мне не говорят», - жалуются они. Врачи в подобном случае поступают правильно! Они должны информировать о болезни только самого больного (если, конечно, речь идет о взрослом дееспособном человеке), но решить, сообщить ли о своем диагнозе матери (или жене, или любому другому родственнику, или вообще кому бы то ни было), может только он сам. Врач не имеет права разглашать сведения, составляющие медицинскую тайну.

Важно, что закон о психиатрической помощи точно регламентирует пребывание в психиатрическом стационаре (статья 40). При необходимости лечь в больницу люди часто опасаются, что они или останутся в больнице навсегда, или будут выписаны очень нескоро. Во всяком случае, они уверены, что от них в этом смысле ничего не зависит. Действующий закон о психиатрической помощи четко разъясняет ситуацию: если человек лег в психиатрическую больницу добровольно, он может выписаться в любой момент, как только этого захочет. Однако, нехорошо, если пациент решает выписаться раньше времени. Поэтому первый пункт этой статьи гласит, что человек выписывается тогда, когда лечение или обследование закончено. Но если, несмотря на незавершенность лечения, пациент настаивает на выписке, задерживать его в больнице нельзя, - это незаконно. В сущности, закон подчеркивает, что в этом смысле нет никакой разницы между психиатрической больницей и любой другой. Ведь из всякой больницы разумнее всего выписаться тогда, когда лечение будет закончено.

Другое дело, что врач, естественно, может возражать против несвоевременной выписки и уговаривать больного не спешить домой. Эти уговоры не являются юридической процедурой, они происходят на уровне простых человеческих взаимоотношений. Это нормально. Пациент, однако, должен знать, что в любую минуту он может отказаться от этих отношений и перевести беседу в пространство права, написав заявление с требованием выписки. В этом случае при отказе он сам или его законный представитель может обратиться в суд.

Нужно заметить, что закон предусматривает возможность недобровольной госпитализации в психиатрическую больницу, поскольку бывают состояния, когда она абсолютно необходима, например, если больной опасен для окружающих или для себя самого. В этих случаях госпитализацию санкционирует суд. Может случиться, что пациент лег в больницу добровольно, но в стационаре его состояние ухудшилось настолько, что о выписке не может быть и речи, а больной все-таки на ней настаивает. Комиссия врачи может вынести решение о том, что госпитализация должна продолжаться на недобровольной основе. Окончательное решение в таком случае опять-таки принадлежит суду. В этих случаях выписка происходит после того, как состояние больного улучшилось, и суд согласился с возможностью прекратить недобровольное стационирование.

Закон определяет не только порядок помещения больного в психиатрическую больницу и выписки из нее, но и порядок психиатрического освидетельствования.
Осмотр человека психиатром - это не совсем то, что осмотр любым другим специалистом. Люди относятся к своему психическому здоровью гораздо более ревностно, чем к здоровью телесному. Кроме того, известны факты, когда родственники злоупотребляли психиатрическим диагнозом, поставленным одному из членов семьи. Все это заставило законодателей четко регламентировать правила такого осмотра (статья 23 и 24). Согласно требованиям закона психиатр может осмотреть человека только по его просьбе или с его согласия (в некоторых случаях — например, если речь идет о ребенке, — согласие дают родственники или законные представители). Прежде чем впервые осмотреть пациента, психиатр обязан представиться, сообщить ему свою профессию и получить согласие на осмотр.
Таково общее правило. Однако специфика психических заболеваний такова, что в некоторых случаях приходится пренебрегать правом человека отказаться от психиатрического осмотра. С этим ничего нельзя поделать, потому что иногда приходится защищать и самого больного, и окружающих, и общества в целом от возможных тяжелых последствий, к которым может привести психическое расстройство. Закон перечисляет все случаи, когда психиатр может осмотреть человека без его согласия. Таких случаев всего четыре: когда поведение больного очевидно опасно для окружающих или для него самого; когда человек беспомощен и может просто погибнуть, если ему не помочь; когда существует реальный риск резкого ухудшения состояния здоровья, если не оказать ему медицинскую помощь. Четвертый случай не относится к первичному осмотру. Согласие больного на осмотр не требуется, если он находится под диспансерным наблюдением.

Важно подчеркнуть, что врач самостоятельно принимает решение о недобровольном осмотре только в первом и последнем случае. В остальных случаях он должен получить разрешение судьи.
Разумеется, действующий закон несовершенен. Есть масса случаев, когда точное соблюдение его требований приводит к сложной ситуации, например, если больного, очевидно нужно госпитализировать, но никакой опасности ни для кого не представляет и он отказывается. Или если больного невозможно уговорить пойти к врачу, а врач без его согласия не может его осмотреть. Или больной не согласен с установленным ему диагнозом, не разрешает сообщать о нем родственниками, а те, не имея достаточной информации, не могут обеспечить необходимое лечение и помощь. Можно привести и другие примеры несовершенства закона.
Но никто и не утверждает, что действующий ныне закон идеален и принят раз и навсегда. Самое большое его достоинство заключается в самом его существовании, в том, что российское общество впервые в своей истории решило юридически обеспечить защиту прав психически больных. Совершенствование закона - наше общее дело. Чем больше мы будем думать об этом - тем лучше.
Был мертв и ожил, и пропадал и нашелся.
Пепелацъ
Группа взаимопомощи
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 23.03.2010, 13:39
Откуда: Москва

Re: Основы психиатрической грамотности

Сообщение Пепелацъ »

Заключение

В настоящей книге содержатся основные знания о наиболее распространенных психических заболеваниях, методах их лечения и реабилитации, о социальных проблемах, которые возникают в связи с психическими расстройствами, а также об общественном движении в области психического здоровья. Эти знания необходимы всем, кто столкнулся с психическим заболеванием непосредственно или косвенно, всем, кто хотел бы помочь психически больным и их родственникам жить достойно, не пугаться и не стесняться психиатрических диагнозов и не страдать оттого, что от них отворачиваются, едва заслышав, что они имеют дело с психиатрами. Знания помогают больным успешнее лечиться, родственникам больных - правильно организовать собственную жизнь, общественным организациям, работающим в сфере психического здоровья - ставить себе наиболее важные к разумные задачи. Лишь опираясь на знания, можно надеяться когда-нибудь преодолеть господствующие в обществе предубеждения и предрассудки в отношении психически больных и психических болезней, потому что только точное знание позволяет отличить правду от вымысла, миф от действительности, легенду от исторического факта.
Повторим, что в настоящей книге изложены лишь основы необходимых знаний. Если у вас, читатель, возникло желание продолжать свое образование в области психического здоровья, если вы почувствовали, что делать это в сообществе гораздо легче, чем в одиночку, - то авторы достигли своей цели. Успехов вам и здоровья!

Рекомендуемая литература

1. Аргунова Ю.Н. Права граждан с психическими расстройствами (вопросы и ответы). Независимая психиатрическая ассоциация России. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Фолиум, 2007.
2. Вулис Р. Если ваш близкий страдает душевной болезнью. Руководство для членов семей, друзей и социальных работников.- И.: Но-лидж, 1998.
3. Леви В. Искусство быть собой. - М.: Торобоан, 2002.
4. Леви В. Искусство быть другим. Общение и понимание. - М.: Торобоан, 2003.
5. Ротштейн В.Г. Психиатрия: наука или искусство? - M: Век-2, 2003.
6. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.:Прогресс, 1990.
7. Фуллер Тори Э. Шизофрения. Книга в помощь врачам, пациентам и членам их семей.- М., 1996.
Был мертв и ожил, и пропадал и нашелся.
Пепелацъ
Группа взаимопомощи
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 23.03.2010, 13:39
Откуда: Москва

Re: Основы психиатрической грамотности

Сообщение Пепелацъ »

Приложение 1

Упражнения и игры


1. Упражнение «Растопите лед»
В течение 10-15 минут слушатели свободно расхаживают по аудитории, объединяясь на 2-3 минуты в группы по 8-4 человека, в которых знакомятся. Основное правило: не разрешается слишком долго оставаться в одной группе.

2. Упражнение «Поймай мое имя»
Преподаватель должен запастись двумя-тремя маленькими подушками, в зависимости от числа слушателей. Для данного упражнения они должны разделиться на группы по 5-6 человек и каждая из них должна иметь подушку. Участники каждой группы становятся в круг и 10-15 минут перебрасываются подушкой. Тот, кто бросает подушку, называет свое имя, а остальные участники стараются его запомнить.

3. Упражнение «Пойми меня»
Преподаватель приносит два крупных несложных бессюжетных рисунка (например, квадраты или круги, определенным образом пересекающие друг друга), а также достаточное количество бумаги и карандашей. Участники разбиваются на пары, которые садятся спиной друг к другу так, чтобы один из них видел рисунок. В течение 10-15 минут он описывает рисунок своему напарнику, а тот старается воспроизвести его на бумаге как можно точнее. Потом участники пары меняются местами, а преподаватель предлагает другой рисунок.
Цель упражнения - во-первых, научиться точно формулировать свои мысли; во-вторых, научиться понимать напарника. Результат зависит от совместных усилий партнеров. Преподаватель может премировать наиболее успешные пары, награждая их шутливыми призами.

4. Упражнение «Шахматы»
Преподаватель приписывает каждому из присутствующих (втайне от других) роль определенной шахматной фигуры. Участники должны расположиться в аудитории таким образом, чтобы это соответствовало обычной расстановке фигур на шахматной доске. Общаться друг с другом разрешается только жестами. По окончании проводится обсуждение совершенных ошибок.
Цель упражнения - научиться точно формулировать свои мысли и научиться понимать напарника.

5. Упражнение «У меня есть такая штучка...»
Участники (10-15 человек) садятся в круг. Если слушателей больше, они образуют две группы. Каждый высказывается по очереди, начиная свою речь словами «у меня есть такая штучка...» Дальше он должен чем-нибудь похвастать, например, тем, какая у него умная собака, интересная книг, или тем, что он очень хорошо умеет что-то делать. Хвастаться можно чем угодно, старясь, однако, придумать что-то свое, не повторяя высказывания предшествующих участников.
Цель упражнения - заставить каждого участника вспомнить, чем хорошим (предметом или качеством) он обладает и таким образом поднять его самооценку.

6. Упражнение «Сказка»
Слушатели должны быть предупреждены о нем заранее, чтобы иметь возможность подготовиться. Участникам предлагается придумать небольшую сказку, в основе сюжета которой лежит их личная проблема. Сказка должна иметь «счастливый конец». На занятии каждый по очереди зачитывает подготовленный текст.
Цель этого упражнения состоит, во-первых, в том, чтобы показать слушателям один из способов, с помощью которого легче делиться своими проблемами, во-вторых, - учиться позитивному мышлению.

7. Игра «Испорченный телефон»
Цель игры - научиться внимательно слушать и правильно пересказывать текст. Нескольких человек из числа участников просят выйти из аудитории. Ведущий читает остальным короткую историю (примерно одну страницу). Один из участников назначается «рассказчиком». Первый из удаленных участников «слушатель» приглашается в аудиторию, и «рассказчик» пересказывает ему текст. После этого «рассказчиком» становится этот «слушатель», а в аудиторию приглашается следующий. Процедура продолжается до тех пор, пока последний из удаленных «слушателей» не изложит свою версию истории.

8. Игра «Сочини историю»
Это командная игра, построенная на умении взаимодействовать. Присутствующие делятся на команды по 5-6 человек. Представитель каждой команды вынимает из коробки наугад 5-6 картинок в виде вырезок из разных журналов (портреты, пейзажи, жанровые сцены я т.д.), заранее заготовленных ведущим. Извлеченные картинки должны лечь в основу истории, сочиненной командой, и логично иллюстрировать эту историю.

9. Игра «Твои лучшие качества»
Игра направлена на повышение самооценки участников. Каждый участник подписывает лист бумаги своей фамилией. После этого листы передаются по кругу и члены группы записывают на каждом листе лучшее качество, характеризующее, по их мнению, «хозяина» листа. После этого все листы возвращаются «хозяевам», которые при желании могут прочесть их вслух.

10. Игра «Придай себе товарный вид»
Эта игра также направлена на повышение самооценки участников. Ведущий говорит: «Представьте себе, что вам предстоит продать себя на аукционе, и вам важно, чтобы за вас заплатили как можно дороже. Вам дается 10 минут на то, чтобы написать о себе рекламный текст. Пожалуйста, ничего не выдумывайте! Описывайте те качества, которыми вы действительно обладаете». Все тексты зачитываются вслух. По общему согласию может быть избран «самый дорогой» участник.

11. Игра «Запомни и воспроизведи»
Это также командная игра, построенная на умении взаимодействовать. Ведущий заранее готовит набор карточек в форме геометрических фигур (круге, квадраты, трапеции, треугольники, ромбы) - по пять карточек каждого вида. Таким образом, один комплект состоит из 25 карточек. Участники делятся на команды по З-6 человек в каждой. Стол ведущего находится на достаточном расстоянии от стола, на котором работают команды. Ведущий раскладывает карточки в определенном порядке (для каждой команды нужен свой комплект). Представители команды по очереди подходят к столу ведущего и стараются запомнить, как разложены карточки в комплекте их команды. Вернувшись к своему столу, они стараются разложить карточки точно так же. Каждый последующий член команды дополняет и исправляет картину. Выигрывает команда, которая быстрее и точнее всех справляется с задачей.

12. Игра «Распознай мои чувства»
Игра направлена на тренировку умения распознавать и передавать эмоции. Участники по очереди выступают в качестве «актера», все остальные играют роль зрителей. «Актер» должен передать своей мимикой определенное чувство - гнев, радость, обиду, тоску, счастье, огорчение, разочарование и т.д. Задача «зрителей» - угадать, какое чувство демонстрирует «актер».

13. Игра «Верю - не верю»
Игра направлена на проверку того, насколько хорошо члены группы знают друг друга. Каждый участник придумывает и высказывает три утверждения о себе, по собственному выбору правдивые или ложные, например: «Я не женат», «Вчера я был в кино», «Я очень люблю утреннюю зарядку». Слушатели должны пометить на листе бумаги, каким из этих утверждений они верят, а каким — нет. Потом результаты подсчитываются.

14. Игра «Важный проект»
Игра направлена на тренировку умения отстоять свою точку зрения в конкурентной борьбе. Ведущий выступает в роли благотворителя, готового выделить значительную сумму в виде гранта на важный проект. Слушатели делятся на команды по 3-4 человека в каждой. В течение 10-15 минут команды совещаются, готовя «проект». После этого представитель каждой команды выступают с изложением своего проекте, стараясь сделать это наиболее убедительно, так, чтобы «грант» достался именно его команде.


Комментарий. Не стоит морщиться, читая эти игры: многим нужны именно элементарные занятия. А некоторые игры, например, 12, 3, бывают нелегки и очень здоровеньким людям. Само собой, можно придумать уйму других даже более интересных и веселых игр.

Но вот есть упражнение, которое будет интересно и полезно любому человеку. Это упражнение проводила Е.А. Савина на тренинге и для меня это не было легким. Я бы его назвал "СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ".
Суть: один человек рассказывает визави какую-либо реальную историю - спокойно, не спеша. Слушающему дается несколько минут, а затем ему надо пересказать эту же самую историю. Затем они меняются ролями: один рассказывает, другой слушает и выслушав, пересказывает. Только и всего.

Когда я слушал рассказ, в голове возник рой ассоциаций - что-то из услышанного было мне очень созвучно. И когда наступила моя очередь, я взялся не пересказывать рассказ, а рассказывать своё... Е. Савиной пришлось несколько раз меня останавливать: "Ты меня слышишь?!". В общем, моя оценка - тройка с минусом.
Затем я рассказал свою историю, а Е. Савина ее пересказала - она допустила пару мелких неточностей, а в остальном ее пересказ был очень точным. Она меня слушала и услышала. Я ее слушал и... не слышал.
Последний раз редактировалось Пепелацъ 04.07.2010, 18:35, всего редактировалось 1 раз.
Был мертв и ожил, и пропадал и нашелся.
Пепелацъ
Группа взаимопомощи
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 23.03.2010, 13:39
Откуда: Москва

Re: Основы психиатрической грамотности

Сообщение Пепелацъ »

Приложение 2

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ

Последний раз редактировалось Пепелацъ 04.07.2010, 18:15, всего редактировалось 1 раз.
Был мертв и ожил, и пропадал и нашелся.
Аватара пользователя
Shigaon
Лечение общением
Сообщения: 1839
Зарегистрирован: 17.07.2009, 20:21
Откуда: Россия

Re: Основы психиатрической грамотности

Сообщение Shigaon »

Пепелацъ, спасибо, - но, может быть, не нужно выкладывать текст закона? :) У нас уже есть эта тема:

Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (с изменениями от 21 июля 1998 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)

Может быть, что-нибудь другое выложите? Переправите пост, какой-нибудь другой интересный материал? Дублирование тем на форуме не приветствуется.
Пепелацъ
Группа взаимопомощи
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 23.03.2010, 13:39
Откуда: Москва

Re: Основы психиатрической грамотности

Сообщение Пепелацъ »

Shigaon, сорри, я как-то и не усек, что здесь этот закон уже опубликован, дубляж ни к чему.

Для меня этот закон оказался в новинку - только сейчас я понял почему врачи пудрили мне мозги на мой "простецкий" вопрос о диагнозе сына.
Теперь ясно, что причин для госпитализации немного, никакой "ОМОН" не может забрать человека и человек вправе отказаться от госпитализции...
Был мертв и ожил, и пропадал и нашелся.
Всем удачи и здоровья!
Лечение общением
Сообщения: 538
Зарегистрирован: 09.04.2010, 03:28

Re: Основы психиатрической грамотности

Сообщение Всем удачи и здоровья! »

правда книженция полезная... мои родственники бы почитали вовремя, меньше бы парились со мной.
Объяснение снов - это королевская дорога к интеграции личности.
/viewforum.php?f=212
Ответить

Вернуться в «Документы, статьи о шизофрении»